Нардепы пока не сумели принять во втором чтении законопроект о жилищно-коммунальных услугах, но это не значит, что документ №1581-д отложен в долгий ящик.
Чего ждать украинцам от доработанного проекта говорится в материале UBR.
Новый закон меняет терминологию
1. Все услуги ЖКХ будут считаться не деятельностью, а «результатом хоздеятельности», направленной на обеспечение нужд жильцов. То есть, платить надо за конкретный результат.
2. Появятся «исполнители» услуг — субъекты хозяйствования, предоставляющие коммунальную услугу по договору с потребителем. Без договора коммунальная услуга не будет считаться таковой. Договор может быть заключен как с индивидуальным, так и с коллективным потребителем.
3. Убирают терм «балансодержатель» и появляется вместо него определение «управитель многоквартирного дома». Ко второму чтению предлагалось уточнить, что это может быть либо физлицо-предприниматель, либо юрлицо, которое по договору с совладельцами жилья содержит и ремонтирует многоквартирный дом и прилегающую территорию. Соответственно, появляется услуга по управлению многоквартирным домом.
4. Если жильцы и не выберут представителя, им все равно придется заключить договора с каждым поставщиком коммунальной услуги в добровольно-принудительном порядке. Таким образом, законопроект фактически стимулирует к объединению, чтобы принимать участие в управлении домом и не платить попусту монополистам.
5. Жильцы смогут либо организовать ОСМД, либо просто объединиться и заключить один коллективный договор на весь дом. Расчеты будет проводить уполномоченное лицо и все платежи жильцов будут идти на один счет со спецрежимом, который не позволяет арестовывать эти средства, которые можно тратить только на оплату конкретной коммунальной услуги.
6. На случай, когда не заключен коллективный договор, потребуется заключение нового индивидуального соглашения.
7. Вводится абонплата в пользу поставщика услуги (кроме поставок газа и света), в состав которой будет входить возмещение расходов поставщика на распределение услуги, сбор денег с абонентов, а также на обслуживание индивидуальных счетчиков (например, за отопление). Предельный размер абонплаты должен определить Кабмин. В случае с коллективными договорами такой платы нет.
8. При поставках по индивидуальным договорам вводится также плата за содержание и ремонт внутридомовых сетей (от входа в дом до квартиры).
9. Законопроект позволяет жильцам не включать плату за сети в свой счет за услугу. Но в таком случае зона ответственности монополиста будет заканчиваться на входе в дом. Если в доме порвет трубу, то чинить ее будет некому.
10. Если ничего не делать, вам пришлют типовой договор. Если через 30 дней вы не подписали его и не отказались от получения услуги, он автоматически считается заключенным. Люди часто отказываются подписывать договора с поставщиками и компании вынуждены вести массовую претензионную работу с должниками. Новый закон о ЖКХ значительно упростит этот процесс, так как поставщики смогут требовать и получать плату, даже если нет договора, но есть потребление услуги. В индивидуальном договоре будет указан размер абонплаты и за обслуживание сетей.
11. Капремонт домовых сетей — забота собственников в любом случае. Монополист берет деньги за исправную работу трубы. Если будет прорыв в подъезде, то дыру залатают, а трубу менять не будут.
12. Появляется статья закона, предусматривающая ответственность потребителей за ненадлежащее исполнение договора. За опоздание с оплатой потребитель обязан будет уплатить пеню в размере, установленном в договоре, но не выше 0,01% суммы долга за каждый день просрочки. Общий размер уплаченной пени не может превышать 100% общей суммы долга. Начисление пени начинается с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока внесения платы за жилищно-коммунальные услуги. Хотя законопроект и предусматривает право потребителя получать бесплатно объяснения, расчеты и документы по начислению, но такое право есть и сегодня, однако истребовать реальные объяснения по расчету задолженности, например, за тепло, возможно только через суд.